Зачастую вести бизнес ИП бывает нелегко и даже нереально, а потому он вынужден принимать на работу наемных сотрудников. Этот шаг влечет не только рост издержек, но и некоторые обязанности перед государством. Количество таких обязанностей зависит от того, каким образом ИП оформит трудовые отношения.
Какие действия необходимо произвести, чтобы принять на работу первого сотрудника? Вот общий алгоритм:
При приеме второго и последующих сотрудников следует только заключить договор и оформить необходимые кадровые документы.
Между гражданско-правовым и трудовым договорами есть существенные различия. Одно из них: за сотрудника, принятого по гражданско-правовому договору, не требуется вносить фиксированные взносы в ПФР и прочие страховые фонды, в отличие от сотрудника, оформленного по трудовому договору.
Следует, однако, учитывать, что если предприниматель хочет сэкономить на взносах и ограничиться гражданско-правовым договором, то в случае конфликта с работником и разбирательства в суде этот договор будет признан трудовым. И в этом случае ИП будет вынужден пересчитать и заплатить все взносы и налоги за время фактической работы сотрудника. Кроме того, предпринимателю придется выплатить пособие за неиспользованные отпуска.
После того как заключен первый трудовой договор, ИП обязан пройти регистрацию во внебюджетных государственных фондах – ФСС и ПФР. Срок регистрации в первом составляет до 10 дней, в ПФР – до 30 дней.
Предприниматель не обязан по закону вести полноценный кадровый документооборот на основе установленных форм. Однако настоятельно рекомендуется вести минимальный набор кадровых документов. В дальнейшем это поможет миновать претензии со стороны контролирующих органов и станет весомым аргументом в ходе трудовых споров.
Если сам сотрудник впервые в жизни устраивается на работу, индивидуальный предприниматель также должен оформить работнику страховое пенсионное свидетельство и трудовую книжку.